EN RU
Главная Об ассоциации Заявления АНЦЭА

Заявление экономистов-исследователей в связи с проверками НКО на предмет соблюдения законодательства об «иностранных агентах»

События последних лет – включая разработку «Стратегии-2020», деятельность Открытого правительства, создание Экономического совета при Президенте РФ – наглядно продемонстрировали заинтересованность власти в независимом экономическом анализе. В меру наших сил и способностей мы стараемся конструктивно реагировать на запрос, идущий от власти, и открыты для содержательного сотрудничества.
Однако сейчас началась кампания, грозящая такое сотрудничество разрушить. Волна прокурорских проверок по соблюдению законодательства об иностранных агентах, в которую попали многие аналитические центры и Ассоциация независимых центров экономического анализа, показала, что под ударом находится любая некоммерческая организация, имеющая в своем бюджете средства из зарубежных источников и занимающая деятельностью, имеющей хоть какое-то отношение к политике. Причем практика проверок показывает, что достаточно упоминания слов «политика» или «органы власти» в учредительных документах для того, чтобы организацию признали «иностранным агентом».
Экономисты по роду своей профессии постоянно и независимо от собственного желания связаны с разработкой и реализацией экономической политики. Это и воплощение в жизнь инициатив органов власти, и участие в научных разработках в интересах тех или иных ведомств, и общественное обсуждение социально-экономических реформ. При этом как в силу глобальности современной экономической науки, так и по причине недостаточной развитости социально-экономических исследований в России, аналитические центры стремятся к кооперации с зарубежными партнерами и диверсификации источников финансирования своей деятельности, среди которых могут быть и иностранные.
По логике правоохранительных органов все это доказывает, что экспертно-аналитическое сообщество почти полностью состоит из «иностранных агентов», которые обязаны зарегистрироваться в этом качестве. Однако в русском языке слово «агент» означает человека, действующего в чьих-нибудь интересах, либо шпиона. Мы же всегда действовали и действуем в интересах нашей страны (и точно не являемся шпионами), а потому регистрация в качестве «иностранных агентов» представляла бы собой самооговор, на который мы пойти не можем.
На что шли и идут средства из иностранных источников в области экономических исследований? Они идут на развитие экономического образования. На передачу практического опыта молодым исследователям. На формирование высоких стандартов экономических исследований. На институционализацию исследовательских центров и проведение теоретических изысканий. На публикацию результатов экономических исследований.
Во всех этих случаях международное финансирование (как и российское) служит развитию экспертного сообщества. Учитывая, что основное содержание нашей деятельности – содействие экономическому развитию страны, конечными бенефициарами этих зарубежных средств являются правительство и общество в целом. Независимость деятельности центров экономического анализа, объективность их оценок и прогнозов обеспечиваются конкуренцией в сфере экономических исследований, публичностью результатов, возможностью их изучения и оспаривания, диверсификацией источников финансирования.
Мы полагаем, что необходимо привести в соответствие со здравым смыслом базовые определения 121-ФЗ, а также внести изменения в практику применения этого закона. Очевидно, что «иностранным агентом» может считаться только юридическое лицо, которое не просто получает зарубежное финансирование, но действует в интересах иностранного государства или иностранной компании. Именно такой подход используется в других странах, использующих понятие «иностранного агента».
Правительство сейчас проявляет большую заинтересованность в результатах работы экономистов-аналитиков. Эта работа основывается на двух десятилетиях усилий нашего сообщества, которое создавало российские «фабрики мысли», обучало студентов навыкам аналитической работы, создавало журналы и другую инфраструктуру, без которой невозможно работать над программой экономического развития страны.
Следует понимать – продолжение жесткого и неправового применения закона об «иностранных агентах», использование произвольных трактовок его положений будет вести к закрытию аналитических центров, падению качества экономического анализа и экспертизы, слому механизмов преемственности и поддержания стандартов в профессии.
В истории нашей страны уже был период, когда экономическая наука и экономический анализ полностью контролировались государством. Следствием этого контроля и «идеологических шор» стала некомпетентность решений в сфере экономической политики. Известно, чем это закончилось для советской экономики. Мы надеемся, что представители государства заинтересованы в компетентном и объективном анализе как в сфере экономической политики, так и в других сферах общественной жизни. А этого можно ожидать только от свободных, не испытывающих политического давления экспертов.  

Е.Т. Гурвич, президент АНЦЭА, член Экономического совета при Президенте РФ, руководитель экспертной группы № 2 по разработке «Стратегии-2020»
Е.А. Абрамова, вице-президент АНЦЭА, член Экспертного совета при Правительстве РФ
А.А. Яковлев, вице-президент АНЦЭА, член Экспертного совета при Правительстве РФ, руководитель экспертной группы № 4 по разработке «Стратегии-2020»

А.Л. Абрамов, член правления АНЦЭА
Н.В. Акиндинова, член правления АНЦЭА, член рабочей группы Экономического совета при Президенте РФ по направлению "Макроэкономическая и финансовая политика", участник разработки «Стратегии-2020»
И.А. Карелина, член Правления АНЦЭА
В.С. Назаров, член Правления АНЦЭА, член Экспертного совета при Правительстве РФ, руководитель экспертной группы № 9 по разработке «Стратегии-2020»
Л.Н. Овчарова, член Правления АНЦЭА, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, участник разработки «Стратегии-2020»
Ю.В. Симачев, член Правления АНЦЭА, руководитель экспертной группы № 15 по разработке «Стратегии-2020»

С.В. Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член Экспертного совета при Правительстве РФ, член Экспертно-консультативного совета при Председателе Банка России
А.Ю. Апокин, экономист, участник разработки «Стратегии-2020»
А.А. Аузан,
президент АНЦЭА в 2005-2011 гг., член Экономического совета при Президенте РФ, руководитель экспертной группы № 14 по разработке «Стратегии-2020»
И.А. Башмаков, исполнительный директор ООО «ЦЭНЭФ»
А.М. Белогорьев, заместитель генерального директора Института энергетической стратегии по научно-организационной работе
В.В. Буев, экономист, социолог, журналист, участник разработки «Стратегии-2020»
Е.Я. Варшавская, профессор кафедры управления человеческими ресурсами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», участник разработки «Стратегии-2020»
Н.А. Волчкова, член Экспертного совета при Правительстве РФ
В.М. Воронков, президент Центра независимых социологических исследований (Санкт-Петербург)
В.Е. Гимпельсон, член Экспертного совета при Правительстве РФ, участник разработки «Стратегии-2020»
Р.С. Гринберг, директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, главный редактор журнала «Мир перемен»
И.А. Денисова, профессор Российской экономической школы, старший научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН, участник разработки «Стратегии-2020»
М.Э. Дмитриев, президент Центра стратегических разработок
С.В. Захаров, заместитель директора Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
А.В. Золотов, исполнительный директор Ассоциации независимых центров экономического анализа
Н.В. Зубаревич, член Экспертного совета при Правительстве РФ, участник разработки «Стратегии-2020»
Р.И. Капелюшников, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, заместитель директора Центра трудовых исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
А.Г. Каспржак, директор департамента образовательных программ Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
О.В. Карпенко, директор Центра независимых социологических исследований (Санкт-Петербург)
К.В. Киселев, исполнительный директор центра «Открытая экономика»
А.А. Кондаков, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, вице-председатель правления Санкт-Петербургской ассоциации социологов
Н.Б. Косарева, член Экспертного совета при Правительстве РФ, участник разработки «Стратегии-2020»
А.Я. Котковский, заместитель главного редактора журнала «Вопросы экономики»
М.Д. Красильникова, социолог, экономист, сотрудник «Левада-центра»
Б.В. Кузнецов, ординарный профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков
Г.В. Курляндская, генеральный директор Центра фискальной политики, член Экспертного совета при Правительстве РФ, член рабочей группы Экономического совета при Президенте РФ по направлению «Региональные аспекты социально-экономической политики», член рабочей группы при Президиуме Государственного совета по вопросу «О мерах по повышению эффективности бюджетных расходов», член Общественного совета при Министерстве регионального развития РФ, участник разработки «Стратегии-2020»
М.И. Левин, ординарный профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
А.Л. Лукьянова, старший научный сотрудник Центра трудовых исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
С.Г. Маковецкая, директор Центра гражданского анализа и независимых исследований (Центр ГРАНИ), член экспертного совета по вопросам совершенствования системы государственного управления при Правительственной комиссии по административной реформе в Российской Федерации, участник разработки «Стратегии-2020»
Т.М. Малева, член Экономического совета при Президенте РФ, руководитель экспертной группы № 3 по разработке «Стратегии-2020»
В.В. Новиков, член Экспертного совета при Правительстве РФ, участник разработки «Стратегии-2020», старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Я.Ш. Паппэ, главный научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН
В.М. Полтерович, академик Российской академии наук
А.Б. Поманский, президент Фонда финансовых исследований
М.С. Ромадановский, консультант по стратегии Strategy Partners Group
А.Я. Рубинштейн, первый заместитель директора Института экономики Российской академии наук, главный редактор «Журнала Новой экономической ассоциации», заслуженный деятель науки РФ, профессор
Г.А. Сатаров, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, президент Фонда «ИНДЕМ»
А.М. Сергиенко, директор Центра социально-экономических исследований и региональной политики (Барнаул), ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН
С.В. Смирнов, заместитель директора Института «Центр развития» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
К.И. Сонин, профессор, проректор Российской экономической школы, член Совета по науке при Министерстве образования и науки РФ
И.В. Стародубровская, руководитель экспертной группы № 12 по разработке «Стратегии-2020»
К.А. Сулимов, руководитель направления «Мониторинг деятельности органов исполнительной власти» Центра гражданского анализа и независимых исследований (Центр «ГРАНИ», Пермь)
Т.В. Тимкова, научный сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
И.Д. Фрумин, научный руководитель Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», руководитель экспертной группы № 8 по разработке «Стратегии-2020»
А.Ю. Чепуренко, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», эксперт по вопросам развития предпринимательства
Е.Г. Ясин, научный руководитель, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

30 мая 2013 года


Для присоединения к заявлению необходимо направить на адрес info@arett.ru 
ваше полное ФИО, информацию о роде занятий, месте работы, общественной деятельности

См. также статью "Странные агенты", подготовленную на основании данного заявления и опубликованную в газете "Ведомости" 30 мая 2013 года